repead.ru 1

Департамент образования города Москвы


Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный институт электронной техники (технический университет)


Научно-образовательный материал


«Автоматизация и управление в области компьютерных технологий»


Москва, 2010


Московский государственный институт электронной техники (технический университет)


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор МИЭТ по учебной работе

______________________И.Г.Игнатова


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по курсу «Компьютерные технологии в области автоматизации и управления»


Целью преподавания курса является ознакомление школьников с

современными возможностями персональных компьютеров, ресурсами программного обеспечения, а также обучение школьников современным методам компьютерного анализа в области автоматизации и управления. Сопутствующей целью курса является развитие навыков научного мышления, ориентированных на постоянное использование ПК и специальных пакетов прикладных программ

Задачами курса являются:

- ознакомление школьников с современным информационным программным обеспечением для компьютерного моделирования технологических процессов и систем; выработка умения поставить типовые задачи и разработать математические модели процессов управления;

- обучение использованию специальных пакетов прикладных программ при расчетах на ПК.


Тема 1 «Персональный компьютер в системах автоматизации и управления».


Лекция 1. Основные принципы современного персонального компьютера. Устройство современного ПК. Архитектура и организация. Системный блок ПК. Материнская плата . Центральный процессор. Память. Управление ПК. Операционная система . BIOS

Лекция 2. Архитектура микропроцессорных систем. Базовая структура микропроцессорных систем. Принцип магистральности. Принцип модульности. Принцип третьего состояния. Принцип секционности. Принцип микропрограммируемости. Типы межмодульных связей. Функции средств сопряжения


Лекция 3. Персональный компьютер и сетевые технологии. Виды топологии вычислительных сетей. Сетевое оборудование


Тема 2 «Компьютерные информационные технологии»


Лекция 1 Тема Информация и информатизация. Этапы развития информатизации. Информационные технологии. Эволюция, свойства и особенности информационных технологий. Информация, данные, сведения, сообщения и знания. Свойства информации. Информатика. Информационные технологии. Платформа информационных технологий. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества. Жизненный цикл информации. Информационная сфера. Негативные последствия внедрения информационных технологий.

Лекция 2 Классификация информационных технологий. Использование информационных технологий в различных предметных областях. Виды информационных технологий. Выбор вариантов внедрения информационной технеологии.

Лекция 3 Использование информационных технологий в различных предметных областях. Электронные документы, книги и библиотеки. Электронный офис. Виды информационных технологий, используемых в различных предметных областях. Реализация информационных технологий в различных предметных областях. Электронные документы, книги и библиотеки. Электронный офис.



В результате изучения данного курса школьник будет:

- иметь представление:

о возможностях современных программных продуктов в области моделирования, автоматизации процесса вычислительной обработки экспериментальных данных, а также о принципах создания и функционирования обучающих программных комплексов;

- знать:

Общий интерфейс программных комплексов, разработанных под операционные системы семейства Windows;

- уметь:

применять программные продукты для статистической обработки данных и анализировать полученные результаты.


3. Контрольные задания.

1. Что такое информация?


2. В каком соотношении находятся понятия: “информация”, “данные”, “сведения”, “сообщения” и “знания”?

3. Перечислите известные вам свойства информации.

4. Какие источники и каких потребителей информации вы знаете?

5. Дайте определения и характеристику видов информации.

6. Назовите разновидности научно-технической информации.

7. Информационные технологии, технологическая операция и процесс. Дайте этим понятиям определения и краткую характеристику.

8. Что означает термин “Платформа ИТ”?

9. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.

10.Дайте пояснение понятиям “Жизненный цикл информации” и “Информационная сфера”.

11. Назовите известные вам негативные последствия внедрения информационных технологий.

12. Перечислите причины возникновения негативных последствий внедрения информационных технологий.

13. Перечислите основные виды информационных технологий и дайте им краткую характеристику.

14. Какие процессы включает в себя технология обработки информации?

15. Что представляют собой технологические процессы передачи информации?

16 Дайте определения терминам “хранение” и “сохранение данных”.

17. Что такое архивы? Какие бывают архивы данных?

18. С какой целью используют резервные и страховые архивы?

19. Что представляют собой информационные хранилища?

20. Как вы понимаете непрерывность и стабильность электропитания технических устройств информатизации?

21. Перечислите устройства защиты технических устройств информатизации от изменения напряжения и тока их электропитания.

22. Назовите варианты внедрения информационных технологий.

23. Общая классификация информационных технологий.

24. Что означает термин “Информационные технологии управления”?

25. Перечислите различия между системами поддержки принятия решений и экспертными системами.

26. В чём назначение информационных технологий дистанционного обучения?

27. Как реализуются информационные технологии в различных предметных областях?

28. Приведите примеры применения информационных технологий в экономике.

29. Что включают в себя мультимедийные информационные технологии?

30. Какие возможности представляет Интернет для реализации информационных технологий в различных предметных областях?

31. В чём суть и состав электронных документов, книг и изданий?

32. Дайте определение понятий “Электронные библиотеки” и “Электронные офисы”, сформулируйте их назначение и возможности.


4. Тестовые задания.


1. Конечный набор элементов, образующих систему счисления, называется

frame1

2. Центральный процессор содержит:

frame2

3. Максимальное число, которое можно разместить в 1-м байте, равно

frame3

4. Современный компьютер не будет работать без

frame4

5. Язык ассемблера является


frame5




6. Отметьте верные утверждения.

frame6

7. За инициализацию устройств, подключенных к материнской плате компьютера, сразу после включения питания, отвечает

frame7

8. Последовательность действий можно назвать алгоритмом, если для нее характерно:

frame8

9. Архитектура большинства современных ПК основаны на

frame9

10. К периферийным устройствам относятся:

frame10

11. В небольших локальных сетях наиболее эффективная такая архитектура, как

frame11

12. Большое количество коммуникационных портов, достаточное для связи компьютера с каждым из остальных характерно для такой топологии как:


frame12

13. Устройство для соединения нескольких узлов компьютерной сети в пределах одного сегмента, которое передает данные только непосредственно получателю, называется

frame13

14. Для сети радиальной топологии характерно:

frame14

15. Количество уровней модели OSI

frame15

16. Отметьте верные утверждения:

frame16

17 Формализованные правила, определяющие последовательность и формат сообщений, которыми обмениваются сетевые компоненты, лежащие на одном уровне, но в разных узлах, называются

frame17

18. Сетевой уровень модели OSI отвечает за:


frame18

19. Уникальный номер для каждого ПК, заданный производителем и записаный в энергонезависимой памяти сетевой карты, называется



frame19

20. На физическом уровне модели OSI стандартизуются:

frame20

21. Система счисления - это

frame21

22. Какая связь между базисом системы счисления и ее алфавитом?

frame22

23. Максимальное число, которое можно разместить в 1-м байте, равно

frame23

24. В одном информационном слове содержится:

frame24

25. Специальная программа, выполняющая перевод конструкций на языке высокого уровня в машинные коды, называется

frame25

26. Какая связь между вложенным и внешним циклами?

frame26

27. В основе элементарных логических операции лежит


frame27

28. Элементарными логическими операциями являются:

frame28

29. Архитектура большинства современных ПК основаны на

frame29




30. Специальная программа, которая перевод код на на промежуточный язык, максимально приближенный к языку машинных команд и не зависящий от архитектуры конкретного компьютера, и осущуствлет последующий перевод с этого промежуточного языка на язык машинных команд непосредственно перед выполнением, называется

frame30

31. Принципы функционирования машин "неймановского" типа

frame31

32. Важнейшие параметры запоминающего устройства

frame32

33. Между устройством управления (УУ), арифметико-логическим устройством (АЛУ) и центральным процессором (ЦП) существуют следующие отношения:


frame33

34. Стек – это

frame34



Разработчик учебно-тематического плана

к.т.н., доцент _____________________________ В.И.Демкин


СОГЛАСОВАНО

Директор ГОУ СОШ №638

_____________Т.Е.Базарова