repead.ru 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ


«УТВЕРЖДАЮ»


Проректор__________Л.М. Гура

«___»_____________2009 г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

К дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ »

специальность «Психология» (П3, П5),

«Украинский язык и литература. Психология» (УП5)


Севастополь

2009


I. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Предмет: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

Группа П3

Курс: подготовка бакалавров

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Количество кредитов, соответствующих ЕСТS: 2

Модулей: 1




Содержательных модулей: 2

Общее количество часов: 72

Недельных часов: 2

Шифр и название направления 0301 Социально-политические науки

Шифр и название специальности:

6.030102 «Психология»

Образовательно-квалиф-ционный уровень: бакалавр

Обязательная

Год подготовки: 3

Семестр: 5

Лекции: 20 часов

Практические: 10 часов

Самостоятельная работа: 35 ч

Индивидуальная работа: 6 ч

Вид контроля: зачет;





Группа П5

Курс: подготовка специалистов

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Количество кредитов, соответствующих ЕСТS: 3

Модулей: 1

Содержательных модулей: 2

Общее количество часов: 108

Недельных часов: 2

Шифр и название специальности:

7.040101 «Психология»




Образовательно-квалиф-ционный уровень: специалист

Обязательная

Год подготовки: 5

Семестр: 10

Лекции: 24 часа

Практические: 8 часов

Самостоятельная работа: 76 ч

Вид контроля: экзамен




Группа УП5

Курс: подготовка специалистов

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Количество кредитов, соответствующих ЕСТS: 3

Модулей: 1

Содержательных модулей: 2

Общее количество часов: 72

Недельных часов: 2

Шифр и название направления 0101 «Педагогическое образование»


Шифр и название специальности:

7.040103 «Украинский язык и литература», 7.040101 «Психология»

Образовательно-квалиф-ционный уровень: специалист


Обязательная

Год подготовки: 5

Семестр: 10

Лекции: 24 часа

Практические: 6 часов

Самостоятельная работа: 42 ч

Вид контроля: экзамен




II. ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Курс «Психология здоровья» является важным элементом подготовки специалистов практических психологов. Психология здоровья представляет собой междисциплинарную область психологических знаний о факторах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Ее объектом является «здоровая», а не «больная» личность. Психология здоровья нацелена на осознание студентом важности и необходимости укреплять и развивать духовную, психическую, социальную и соматическую составляюшие здоровья.


III. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В результате изучения курса студент должен

ЗНАТЬ:

основные понятия, которыми пользуется психология здоровья;

основные положения теоретических и практических разработок отечественных и зарубежных исследователей в данной области;

критерии психического и социального здоровья;

сущность и важнейшие принципы психической саморегуляции;

теоретические основы психосоматической саморегуляции.

УМЕТЬ:

проводить самооценку здоровья психологического и социального уровней;

применять некоторые психотехники саморегуляции для профилактики стресса: релаксации, управления отрицательными эмоциями и расширения сознания.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О:

негативных психических состояниях человека;

нетрадиционных (восточных) методах психической саморегуляции.



V. СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА КУРСА

Группа П 5



п/п

Название темы

Всего

часов

Всего часов

Сам.

работа

Л

ПЗ.

Содержательный модуль 1. Психологические основы здоровья

1

Психология здоровья. Предмет, цели и задачи

4

2




2

2

Здоровье как системное понятие

10

2




8

3

Уровни проявленности здоровья

14

4




10

4

Врожденные факторы, влияющие на психическое здоровье

12


4




8

5

Приобретенные факторы, разрушающие здоровье

12

2

2

8

6

Негативные психические состояния человека

2

2







7

Профессиональное здоровье

10







10

8

Психологические проблемы пожилого возраста

10







10

9
Образ жизни

8







8

10

Оценка состояния психического и социального здоровья

2



2




Содержательный модуль 2. Психическая саморегуляция

11

Сущность и основные уровни психической саморегуляции

4

4







12

Психотехники саморегуляции

10




2

8




В с е г о

108

20

6

82




группа П3



п/п

Название темы

Всего

часов

Всего

Сам.

работ

Л

ПЗ

ИЗ

Содержательный модуль1. Психологические основы здоровья


1

Психология здоровья. Предмет, цели и задачи

2

2










2

Здоровье как системное понятие

2

2










3

Уровни проявленности здоровья

9

4







5

4

Врожденные факторы, влияющие на психическое здоровье

4

2










5

Приобретенные факторы, разрушающие здоровье

15

2

4

4

5

6


Негативные психические состояния человека

2

2










7

Профессиональное здоровье

5










5

8

Психологические проблемы пожилого возраста

5










5

9
Образ жизни

5










5

10

Оценка состояния психического и социального здоровья

2




2






Содержательный модуль 2. Психическая саморегуляция


11

Сущность и основные уровни психической саморегуляции

4

4

2







12

Психотехники саморегуляции

10




2

3

5




В с е г о

72

20

10

7

35

Группа УП5



п/п

Название темы

Всего

часов

Всего часов

Сам.

работа

Л

ПЗ.

Содержательный модуль 1. Психологические основы здоровья

1

Психология здоровья. Предмет, цели и задачи


2

2






2

Здоровье как системное понятие

7

2




5

3

Уровни проявленности здоровья

9

4




7

4

Врожденные факторы, влияющие на психическое здоровье

9

4




5

5

Приобретенные факторы, разрушающие здоровье

11

4

2

5

6

Негативные психические состояния человека

2

2







7

Профессиональное здоровье

8

2





5

8

Психологические проблемы пожилого возраста

6







5

9
Образ жизни

5







5

10

Оценка состояния психического и социального здоровья

2




2




Содержательный модуль 2. Психическая саморегуляция

11

Сущность и основные уровни психической саморегуляции

4

4







12

Психотехники саморегуляции

7




2

5


В с е г о


72

24

6

42

Текущий контроль знаний осуществляется путем устного и письменного опроса по основным вопросам лекционных и практических занятий.

Итоговый контроль – зачет (группа П3) и экзамен (группы П5 и УП5).


VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ


Практическое занятие 1 (Семинар)

Тема: Стресс и здоровье человека (2 часа)

Вопросы для подготовки


  1. Стресс как психическое явление

  2. Ганс Cелье и его концепция стресса /2/

  3. а) общий адаптационный синдром

б) травматический и посттравматический стресс

в) факторы, вызывающие психологический (эмоциональный) стресс;

г) стадии протекания стресса

д) физиологические механизмы стресса

е) признаки стрессового состояния

ж) психосоматические последствия стресса

з) особенности личности и характер протекания стресса

и) стресс в профессиональной деятельности

к) синдром хронической усталости.

  1. Методы преодоления стресса:

а) аутотренинг;

б) анализ стрессовой ситуации;

в) медитация и перепрограммирование.

  1. Профилактика и коррекция психического стресса:

Литература (сновная)

    1. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб, 2002. - с.163-174

2. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. – М., 2002., с. 339-355.

Дополнительная
    1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – К., 2000; Р/Д,2000.


    2. Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины. – СПб, 1995.

    3. Грегор О. Как противостоять стрессам. – М., 1994.

    4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.

    5. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. – М., 1992.

    6. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1989.

    7. Льюис Д. Стресс-менеджер. – М., 2000.

    8. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб, 2000.

    9. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979 (Рига, 1992).

    10. Селье Г. Стресс без болезней // Стресс жизни. – СПб., 1994.

    11. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М., 1988.

    12. Хартлин М. Как превратить стресс из врага в союзника. – Киев, 1997.



Практическое занятие 2.

Тема: Оценка состояния психического и социального здоровья

Задача: Обретение навыка тестовой оценки состояния психического и социального здоровья по комплексу соответствующих методик.

Отношение к людям и событиям в жизни. Метод тестирования с применением методик «Тип личности А и В», «Конфликтность», «Агрессия», «Коммуникабельность», «Стресс в семье».

Определение психологической устойчивости с помощью методик тестирования «Насколько Вы раздражительны?», «Умеете ли Вы радоваться?», «Какова Ваша устойчивость к стрессу?», «Угроза депрессии» и «Индекс психоэнергетической опустошенности».

Литература

1. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб, 2002.

2. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова – СПб., Питер, 2005.


Практическое занятие 3. (Семинар)

Тема: Психотехники саморегуляции

Вопросы для подготовки к семинару:


Локальные методы самосовершенствования:

а) аутогенная тренировка;

б) метод СОЭВУС;

Системные методы самосовершенствования:

а) современная медитация.

б) самовнушение йогов (медитация динамическая, трансцендентальная);

Литература


  1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М., 1989.

  2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2000.

  3. Вивекананда С. Философия йоги. Магнитогорск, «Амрита», 1992.

  4. Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. – СПб., 1994.

  5. Иванов Ю.М. Как управлять собой и влиять на других людей. М., 1991.

  6. ОШО. Оранжевая книга. Медитационные техники. М., 1993.

  7. Эванс-Вентц В.И. Тибетская йога и тайные доктрины. Т.1. – Киев, 1993.
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ




Содержательный модуль 1. Психологические основы здоровья


Самостоятельная работа № 1

Тема: Психология здоровья. Предмет, цели и задачи.

Цель: систематизировать знания о «психологии здоровья», как о новой области научного знания.

Задание: проанализировав литературу, представьте в виде модели-схемы взаимосвязь психологии здоровья с другими науками.

Количество часов: группа П3- 2 часа.

Литература

  1. Ананьев В.А. Психология здоровья. Учебное пособие. СПб., 1998.

  2. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.

  3. Водопьянова Н.Е., Ходырева Н.В. Психология здоровья//Вестник ЛГУ, Сер.6. 1991. Вып.4

  4. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.
  5. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 1996.


  6. Психология здоровья (под ред. Г.С. Никифорова) СПб., 2000




Самостоятельная работа № 2

Тема: Здоровье как системное понятие.

Цель: закрепить четкое представление студентов о взаимосвязи биологического, психологического и социального в определении здоровья.

Количество часов: группа П5 - 8час; группа УП5 – 7 часов.

Задание 1. По литературным данным составьте сравнительную таблицу двух моделей отношения к здоровью и болезни: биомедицинской и биопсихосоциальной.

Литература

Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб, 2002. – С. 7 – 24.

Задание 2

А) проанализируйте одно из нижеприведенных психосоматических заболеваний с точки зрения системного подхода к определению здоровья (выделить биологический, психологический и социальный уровень в выбранном Вами заболевании).

- гипертония

-язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

-экзема, нейродермит

-бронхиальная астма

Б) подобрать психодиагностические методики, провести самодиагностику и сопоставить свои характерологические особенности с психосоматическим профилем по Гарбузову. Написать заключение.


Самостоятельная работа № 3

Тема: Уровни проявленности здоровья). Представления о здоровой личности в психологии.

Цель: систематизировать знания о различных подходах в психологической науке к понятию «здоровая личность», критериях здоровья.

Количество часов: группа П5 - 10час, группа П3 – 5 час, группа УП5 -7 час.

Задание : заполнить таблицу

Теория или школа в психологии (психотерапии)


Ведущие представители

Как рассматривается

личность

Основные критерии здоровья личности

В чем связь с другими теориями

Гештальт-психология













Психоанализ













Биоэнергетическое направление А. Лоуэн













экзистенциальная психология













психосинтез













Клиент-центрированный подход











Литература

Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.

Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996.

Психология здоровья (под ред. Г.С. Никифорова) СПб., 2000


Самостоятельная работа № 4

Тема: Приобретенные факторы, разрушающие здоровье. Психосоматика.

Задание: Изучите соответствующие главы первоисточника. Составьте и заполните две таблицы по материалам книги.

Количество часов: группа П5 – 8 час, группа П3 – 5 час, группа УП5 -7 час.

Таблица 1

Психосоматическая таблица

№ п/п

Способ поведения

(эмоции, чувства)

Индуцируемые им болезни

Позитивное намерение отрицательных чувств и эмоций

Стратегия исправления

1













Таблица 2

Психические причины развития заболеваний



Заболевание

Вероятные его причины (психические корреляты)

1








Литература

Синельников В.В. Возлюби болезнь свою. – М., 2002. 395 с.

(Жикаренцев Как изменить свою жизнь)

Количество часов: группа П5 - 10час, группа П3 – 5 час, группа УП5 -7 час.


Самостоятельная работа №5

Тема . Профессиональное здоровье

Цель: закрепить знания о признаках дезадаптации в профессиональной деятельности, факторах, способствующих дезадаптации.

Количество часов: группа П5 - 10час, группа П3 – 5 час, группа УП5 -5 час.

А) Заполните таблицу:

Факторы, влияющие на профессиональную адаптацию

Адаптация (признаки)

Дезадаптация (признаки)

возраст







пол







Особенности:

-мотивация

-темперамент

-самооценка

-склонность к сотрудничеству

-уровень тревожности




Литература

1.Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины. – СПб., 1995.

2.Гримак Л.И. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М., 1995.


3. Гурвич И.н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.

4. Гулина М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье. СПб., 1993


Самостоятельная работа № 6

Тема: Психологические проблемы пожилого возраста

Количество часов: группа П5 - 10час, группа П3 – 5 час, группа УП5 -5 час.

Задание: Изучите самостоятельно тему возраста и здоровья, а именно, психологию долголетия и письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Какие изменения в психике происходят в пожилом возрасте?


  • в процессах (восприятие, мышление, память, внимание);

  • эмоционально-волевой сфере и характере,

2. Каковы психологические черты долгожителей?

3. Перечислите меры по профилактике старения.

Литература

Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб, 2002. – С. 182 – 230.

Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности. // «Психологический журнал», №6, 1996.

Брэгг П. Здоровье и долголетие. – М., 1996.



+ любая другая научная литература по данной теме.

Самостоятельная работа № 7

Тема: Образ жизни и здоровье


Цель: дополнить теоретические знания студентов о взаимосвязи образа жизни и здоровья.

Количество часов: группа П5 - час, группа П3 – 5 час, группа УП5 -5 час.

Задание: На основании анализа литературы подготовить реферативное сообщение на одну из тем:

  • Психогигиена сна

  • Здоровое питание

  • Психология труда и отдыха

  • Расстройства сна

  • Расстройства аппетита

  • Физическая культура и здоровье на различных уровнях

Литература

1.Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины. – СПб., 1995.


2.Гримак Л.И. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М., 1995.

3. Гурвич И.н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.

4. Гулина М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье. СПб., 1993

5.Дерябо С.Д. Ясвин Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения // Директор школы.- 1999, №2, с.7-16


Содержательный модуль 2 .

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ


Самостоятельная работа №8 (П3-5 часов и П5- 8 часов; УП5 – 5 час)

Психотехники саморегуляции.

Задание: Составьте словарь-справочник основных древних и современных методов психической саморегуляции (минимум 6 методов, можно в виде таблицы). Например:






Методика, авторы

Направленность (релаксация, концентрация, антистресс)

Суть методики

(кратко)

Результаты применения

1

Аутогенная тренировка, Шульц, 1930-е годы. Модификации: Лютэ,…

Метод психотерапии

антистрессовой направленности

Мышечная релаксация, самовнушение и самовоспитание. Несколько стадий: АТ-1 это низшая ступень, расслабление, нейтрализация стрессового состояния;

АТ-2 – высшая ступень …




Литература

  1. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2000.


Форма отчета:

Работы оформляются письменно в отдельной тетради для самостоятельных работ.



VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ




(группа П3: 6 часов)

Учебным планом по курсу «Психология здоровья» для предусмотрена индивидуальная работа, которая выполняется студентом в межсессионный период и сдается преподавателю в оговоренные сроки.

Цель индивидуальных занятий состоит в расширении и углублении знаний по психологии здоровья.

В контрольной работе студент должен показать навыки самостоятельного изложения отдельных теоретических проблем на основе изучения литературных источников, а также самостоятельного творчества по прикладным аспектам психологии здоровья.

Студент может предложить тему для работы, выбранную самостоятельно в соответствии со своими интересами в рамках дисциплины.

Письменный отчет оформляется по правилам для контрольных работ.

Практические разработки должны содержать предшествующую теоретическую часть.

Объем работы составляет 15-20 страниц (формат А-4). Обязательно наличие плана к теоретическому вопросу варианта контрольной работы. Содержание ответа на каждый вопрос должно включать:

Введение.

2-3 раздела (пункта), раскрывающие сущность данной темы.

Заключение.

Список цитированной литературы.



Вариант 1:

Тема: Психологическая помощь пострадавшим в ЧС и катастрофах.

Составить план раскрытия темы, подобрать литературу, и составить краткий обзор методов и содержания работы психологов в условиях чрезвычайной ситуации на любом примере..

Вариант 2.

Тема: Профессиональное здоровье

Вариант 3.

Тема: Психологические проблемы пожилого возраста.

Вариант 4.

Тема: Образ жизни и здоровье




IX. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Учебным планом по курсу «Психология здоровья» предусмотрена контрольная работа, которая выполняется студентом в межсессионный период и сдается в определенные учебным отделом сроки методисту по заочному обучению.

Вариант контрольной работы выбирается студентом в соответствии с последней цифрой его зачетной книжки (если нет других указаний преподавателя). Замена вариантов контрольной работы не допускается. При нарушении этого условия работа не рецензируется и не зачитывается.

В контрольной работе студент должен показать навыки самостоятельного изложения отдельных теоретических проблем на основе изучения литературных источников.

Объем работы составляет 15-20 страниц (формат А-4). Обязательно наличие плана к теоретическому вопросу варианта контрольной работы. Содержание ответа на каждый вопрос должно включать:

Введение.

2-3 раздела (пункта), раскрывающие сущность данной темы.

Заключение.

Список цитированной литературы.

Ответы на вопросы излагаются последовательно и логично, в соответствии с планом, подкрепляются ссылками на изученную литературу. В конце ответа необходимо сделать вывод.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Душевное здоровье в истории европейской философии от античности до нового времени.

  2. Гуманистическая психология о душевном здоровье и здоровой личности (Г.Оллпорт, К.Роджерс и А.Маслоу).

  3. Христианство о болезни и здоровье.

  4. Акцентуации характера личности и психическое здоровье.

  5. Психосоматика о происхождении болезней.

  6. Проблема здорового образа жизни в современных условиях.

  7. Отношение человека к своему здоровью как фактор валеогенеза.
  8. Психология профессионального здоровья человека.


  9. Стресс в профессии, феномен профессионального «выгорания».

  10. Стресс как психическое явление: порождающие факторы, физиология и последствия для здоровья.

  11. Феномен манипуляции в межличностном общении, причины, способы, значение.

  12. Психология алкогольной зависимости и способы ее профилактики.

  13. Психологическая профилактика табачной зависимости.

  14. Психологические проблемы старения и долголетия.

  15. Синдром хронической усталости и его последствия для здоровья.

  16. Обзор методов саморегуляции психического здоровья.

  17. Аутогенная тренировка как метод психической саморегуляции.

  18. Различные системы дыхания как метод физического и психического оздоровления (по Бутейко, Стрельниковой, йоговское дыхание).

  19. Сущность, виды и роль медитации в развитии сознания.

  20. Тенденции в здоровье мужчин и женщин, гендерный аспект психического здоровья.

  21. Психологические ловушки в семейной жизни.

  22. Нравственные ценности семьи.

  23. Характер человека и его здоровье.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

По курсу Психология здоровья (группа П5, УП5)




  1. Психология здоровья. Предмет, цели и задачи.


  2. История становления психологии здоровья.

  3. Модели болезни и здоровья.

  4. Категория здоровья: определение и критерии.

  5. Уровни проявленности здоровья.

  6. Физическое здоровье, механизмы регуляции. «Третье состояние».

  7. Психическое здоровье: определение, критерии.

  8. Механизмы психологического гомеостаза: компенсация и психологическая защита по З.Фрейду.
  9. Модель возникновения психосоматических заболеваний В.И.Гарбузова: психосоматический профиль и поведенческие типы А, В и С.


  10. Социальные факторы здоровья: пол, возраст.

  11. Социальные факторы здоровья: семейный и социальный статус.

  12. Духовное здоровье.

  13. Античная концепция здоровья.

  14. Положения теории Гордона Олпорта о зрелой и здоровой личности.

  15. Представления Карла Роджерса о полноценно функционирующем человеке.

  16. Главные черты личности самоактуализированных людей по А.Маслоу

  17. Античная, архаическая и христианская духовные традиции о болезни и здоровье.

  18. Врожденные факторы психического здоровья: архетипы, инстинкты).

  19. Врожденные факторы психического здоровья (перинатальные матрицы С.Грофа,).

  20. Гестационная доминанта: сущность и типы.

  21. Базовые перинатальные матрицы психокомплексов и их последствия.

  22. Инстинкты как врожденный фактор, влияющий на психическое здоровье (по В.И.Гарбузову).

  23. Психотравма острая и хроническая как фактор стресса.

  24. Факторы и условия, вызывающие стресс.

  25. Физиология стресса.

  26. Психологическая картина стресса.

  27. Методы снятия и профилактики стресса.

  28. Психологическая стагнация и провоцирующие ее факторы.

  29. Профилактика старения.

  30. Состояния пониженной психофизиологической активности: монотония, одиночество, «ночная психика», скука.

  31. Предневротические состояния: фобии, навязчивые действия и мысли.

  32. Астения и психастения: причины, признаки, свойства характера, связанные с астенией.

  33. Синдром хронической усталости, или психоастенический синдром.

  34. Качества личности и психосоматические проявления.

  35. Психологические причины возникновения болезни.
  36. Взаимосвязь мыслей и чувств с соматическим состоянием (психокомплексы).


  37. Энергетический уровень саморегуляции (реакция «отреагирования», катарсис, ритуальные действия).

  38. Методы саморегуляции психической активности эмоционально-волевого уровня (АТ, дыхательные техники, рациональное мышление).

  39. Аутогенная тренировка: суть, назначение, уровни.

  40. Методы саморегуляции на личностном и мотивационном уровнях (самовнушение, медитация, молитва, позитивное мышление).

  41. Медитация как метод психической саморегуляции.

  42. Позитивное мышление и его роль в саморегуляции.




X. ОЦЕНИВАНИЕ



Модули

Модуль 1

Итоговый контроль

Сумма

Кол-во баллов

за модуль

60

Модульн. контроль

Содержат. модули

СМ1

СМ2




Кол-во баллов

за содерж. модули

50

30


Кол-во баллов по видам работ




Л

СРС

КР




Л

СРС

КР










20










20










100

Из них:

Активность на лекциях, промежуточный контроль







1




4




10







1




4




10




Активность на ПЗ




5








5










Сам.работа




30







10









Критерии оценивания активности на практических занятиях:

5 баллов – самостоятельное выполнение всех поставленных перед студентами задач, активное восприятие предлагаемой информации, участие в дискуссии по обсуждению проблем, вынесенных на семинар

4 балла – самостоятельное выполнение большинства поставленных учебных задач, активное восприятие предлагаемой информации, использование при ее анализе знаний, умений и навыков, соответствующих содержанию изучаемого раздела и дисциплины в целом

3 балла - выполнение основных поставленных учебных задач, низкий уровень активности при восприятии предлагаемой информации

2 балл - выполнение лишь некоторых поставленных учебных задач, пассивное восприятие предлагаемой информации,

1 баллов – пассивное и несамостоятельное выполнение заданий.

Критерии оценивания самостоятельной работы:

0 баллов – работа не выполнена

2(6) балл - меньшая часть заданий выполнена с нарушениями

4(12) балл – работа выполнена с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников


6 (18) балла – работа выполнена с частичными нарушениями требований, но основная суть вопросов раскрыта

8 (24) балла - работа выполнена полностью, имеются незначительные нарушения требований

10(30) балла – работа выполнена полностью, соответствует всем требованиям


XI. ИНФОРМАЦИННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Основная ( в библиотеке СГГУ)


  1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга1. Концептуальные основы психологии здоровья.- СПб.:Речь, 2006. – 384 с. (1 экз.)

  2. Васильева О.С. , Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны,представления, установки: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений./ О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов . - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 352 с

  1. Экземпляры: всего:70 - Б-ка СГГУ(70)

  2. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб.пособие для студ. вуз./ В.В. Марков. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 320 с

  3. Экземпляры: всего:8 - Б-ка СГГУ(8)

  4. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебное пособие/ Г.С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с

  5. Экземпляры: всего:3 - Б-ка СГГУ(3)




Дополнительная

  1. Амосов Н.М.. Раздумья о здоровье.- М., 1987.

  2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. Учебное пособие. -СПб., 1998.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.- М.,1992..

  4. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья //Избранные труды по психологии личности. Том 2. Объективное изучение личности / Под ред. Г.С.Никифорова, Л.А.Коростылевой, -СПб., 1999.

  5. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. -М., 1990.
  6. Брэгг П. Система оздоровления. Жизнь без лекарств.- СПб.: 2000.


  7. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. – М.: Академия, 2001.

  8. Гальперин Я.Г., Жданов О.И. Технология психологической самозащиты. Стресс, дистресс – проблема ХХ1 века. – М., 1997.

  9. Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины.- СПб., 1995.

  10. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М., 1989.

  11. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья.- СПб., 1999.

  12. Гулина М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье. – СПб., 1993.

  13. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения //Директор школы.-1999, №2, с.7-16.

  14. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Регуляция психики. – СПб., 2000.

  15. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить – М.:Прогресс, 1992.

  16. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. – М., 2001.

  17. Линдеман Х. Аутогенная тренировка. – М., 1985.

  18. Маслоу А. Самоактуализация. – М., 1982.

  19. Менегетти А. Психология жизни. – СПб., 1992.

  20. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. –Л., ЛГУ, 1960.

  21. Напреенко А.К., Петров К.А. Психологическая саморегуляция. – Киев, 1995.

  22. Никифоров Г.С. Психическое здоровье // Психология / Под ред. А.А. Крылова – СПб., 1998.

  23. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой (Практическое руководство). – М., Изд. Института Психотерапии, 2001.

  24. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учебное пособие. – М.:Гардарики, 2002.

  25. Пил Н. Энергия позитивного мышления. – М., 1998.

  26. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова.- Спб., Питер,2003.
  27. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова – СПб., Питер, 2005.


  28. Рейнвальд А.С. Психологическая саморегуляция. – М., 1989.

  29. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979.

  30. Синельников В.В. Возлюби болезнь свою. – М., 2002.




Программа учебной дисциплины

разработана ст. преподавателем

кафедры прикладной психологии ___________________ Грезе Е.В.



Утверждено на заседании кафедры прикладной психологии

«___»____________2009, протокол №_

Зав. кафедрой прикладной психологии, кандидат психологических наук, доцент И.Ю.Василенко_________________