repead.ru 1

Казанский государственный энергетический университет


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Совершенствование системы подготовки научно-педагогических кадров».


ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.


Виды занятий

Количество учебных часов

Лекции

32

Практические занятия

30

Индивидуальные занятия с преподавателем

10

ВСЕГО

72

Самостоятельные занятия

24

Итоговая аттестация

Выпускная работа

Общая трудоемкость (в часах)

96


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цели курса:

– ознакомление слушателей с отечественным опытом непрерывной подготовки научно-педагогических кадров высшей школы;

– изложение результатов научных исследований по совершенствованию системы подготовки научно-педагогических кадров;

– ознакомление слушателей с инновационными проектами в системе непрерывной подготовки научно-педагогических кадров высшей школы;

– обоснование возможности оптимизации управления в сфере непрерывной подготовки научно-педагогических кадров.

Задачи курса:

– рассмотреть и проанализировать современные характеристики деятельности преподавателя высшей школы;


– проанализировать существующие и наиболее востребованные модели деятельности, личности и непрерывной подготовки преподавателя высшей школы;

– проанализировать генезис формирования и развития системы непрерывной подготовки научно-педагогических кадров высшей школы;

– рассмотреть компоненты вузовской подготовки научно-педагогических кадров высшей школы;

– провести анализ становления и развития системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров;

– рассмотреть динамику развития структуры, содержания, аттестационных требований и организационных форм послевузовский подготовки научно-педагогических кадров;

– провести анализ становления и развития форм профессиональной переподготовки, поддержки, повышения квалификации и стажировки научно-педагогических кадров высшей школы.


2. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН И РАЗДЕЛЫ.

(НАИМЕНОВАНИЯ ТЕМ)

2.1.1 Деятельность преподавателя высшей школы.

2.1.1.1 Характеристика деятельности преподавателя высшей школы.

Определение понятия деятельности. Предметность, целеположенность, опосредованность, мотивированность, продуктивность деятельности. Цель, объект, предмет, средства, функции, компоненты, виды и уровни научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Особенности научно-педагогической деятельности преподавателя вуза. Требования к деятельности преподавателя высшей школы на современном этапе.

2.1.1.2 Моделирование научно-педагогической деятельности и личности преподавателя высшей школы.

Понятие модели как аналога объекта исследования и требования к ней. Классификация педагогических моделей. Проектирование моделей преподавателя вуза. Профессиональные и персонологические модели. Профессиограмма, квалификационные характеристики и должностные требования преподавателя высшей школы. Компетентностный подход в моделировании – универсальные и профессиональные компетенции преподавателя вуза.


2.1.2 Непрерывное профессиональное образование научно-педагогических кадров высшей школы.

2.1.2.1 Генезис формирования проблемы непрерывного профессионального образования (НПО) научно-педагогических кадров высшей школы.

Определение понятия «непрерывное образование». Идея, термин и основные положения концепции непрерывного образования. Научно-техническая революция, как источник и движущая сила непрерывного образования. Продолженное, возобновляющееся и пожизненное образование. Компоненты непрерывного профессионального образования научно-педагогических кадров высшей школы – их подготовка, поддержка, повышение квалификации и стажировка.

2.1.2.2 Система непрерывного профессионального образования научно-педагогических кадров высшей школы.

Определение системы. Компоненты, элементы и подсистемы. Система НПО ПВШ и её ключевые признаки. Обобщенная структура системы НПО ПВШ. Прогнозная модель образовательных маршрутов непрерывной подготовки научно-педагогических кадров высшей школы. Оптимизация модели с целью определения оптимального пути профессионального и карьерного роста.

2.1.3 Вузовская и послевузовская подготовка научно-педагогических кадров высшей школы.

2.1.3.1 Вузовская подготовка научно-педагогических кадров высшей школы.

Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов в бакалавриате и специалитете. Образовательная, научно-исследовательская и профессиональная подготовка преподавателя вуза в магистратуре. Научно-исследовательская и педагогическая практика магистранта. Профессиональная переподготовка на получение дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы» в магистратуре. Выполнение магистерской диссертации как части диссертационного исследования.

2.1.3.2 Становление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России.

Зарождение и функционирование системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в дореволюционной России. Развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в советское время. Периодизация развития системы. Проблемы и традиции функционирования системы.


2.1.3.3. Динамика структурных компонентов системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России.

Формирование и преобразование структурной модели послевузовской подготовки научно-педагогических кадров. Динамика структурных графов послевузовской подготовки за период функционирования высшей школы России. Развитие содержания подготовки научно-педагогических кадров. Изменение аттестационных требований к научно-педагогическим кадрам. Организационные формы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров.

2.1.3.4 Современное состояние системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России.

Состав и структура современной системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России. Современные тенденции развития и проблемы модернизации отечественной системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров. Инновационные проекты по совершенствованию послевузовской подготовки научно-педагогических кадров.

2.1.4 Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка научно-педагогических кадров высшей школы.

2.1.4.1 Становление и функционирование системы дополнительного профессионального образования преподавателя высшей школы – это их профессиональная переподготовка, поддержка, повышение квалификации и стажировка. Формы дополнительного профессионального образования (ДПО) в дореволюционной высшей школе. Формы ДПО преподавателей вузов в советский период. Формирование системы ДПО преподавателей вузов.

2.1.4.2. Развитие системы дополнительного профессионального образования преподавателя высшей школы России.

Варианты профессиональной переподготовки преподавателей вузов. Модернизация подсистемы повышения квалификации преподавателей вузов. Профессиональная поддержка и стажировка преподавателей высшей школы. Инновационные проекты по совершенствованию системы ДПО преподавателей высшей школы.

2.2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ.




№ темы и название

Кол-во часов

В том числе

лекции

практи-ческие занятия

индиви-дуальные занятия

2.1.1 Деятельность преподавателя высшей школы.

16

6

8

2

2.1.1.1 Характеристики деятельности преподавателя высшей школы.

2.1.1.2 Моделирование научно-педагогической деятельности и личности преподавателя высшей школы.

6


10

2


4

2


6

2


-

2.1.2 Непрерывное профессиональное образование научно-педагогических кадров высшей школы.

16

6

8

2

2.1.2.1 Генезис формирования проблемы непрерывного профессиональное образование научно-педагогических кадров высшей школы.

2.1.2.2 Система непрерывного профессионального образования научно-педагогических кадров высшей школы.

4


12

2


4

2


6

-


2

2.1.3 Вузовская и послевузовская подготовка научно-педагогических кадров высшей школы.


26

14

8

4

2.1.3.1 Вузовская подготовка научно-педагогических кадров высшей школы.

2.1.3.2 Становление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров России.

2.1.3.3 Динамика структурных компонентов системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров России.

2.1.3.4 Современное состояние системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров России.

8


6


6


6

2


4


4


4

4


2


-


2

2


-


2


-

2.1.4 Профессиональная переподготовка, поддержка, повышение квалификации и стажировка научно-педагогических кадров высшей школы.

14

6

6

2

2.1.4.1 Становление и функционирование системы дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы.

2.1.4.2 Развитие системы дополнительного образования преподавателей высшей школы России.

8


6

4


2

2


4

2


-

Всего часов:

72


32

30

10


2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.


№ темы

Темы практических занятий

Кол-во часов

2.1.1.1.

Систематизация характеристик научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы на современном этапе.

2

2.1.1.2.

Формирование номенклатуры универсальных и профессиональных компетенций преподавателя высшей школы с помощью метода экспертных оценок.

6

2.1.2.1.

Формирование номенклатуры современных направлений профессиональной подготовки, переподготовки, поддержки, повышения квалификации и стажировки преподавателя высшей школы.

2

2.1.2.2.

Формирование моделей индивидуальных маршрутов непрерывной подготовки слушателей и их оптимизация.

6

2.1.3.1.

Разработка учебно-методических документов по организации научно-педагогической практики магистрантов.

4

2.1.3.2.

Систематизация проблем и традиций функционирования системы подготовки научно-педагогических кадров в России.

2

2.1.3.4.


Экспертиза инновационных проектов и совершенствование послевузовской подготовки научно-педагогических кадров.

2

2.1.4.1.

Систематизация проблем и традиций функционирования отечественной системы дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы.

2

2.1.4.2.

Экспертиза мероприятий по модернизации подсистемы повышения квалификации преподавателей вуза.

2

2.1.4.3

Экспертиза инновационных проектов по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы.

2

ВСЕГО (часов)

30


2.4. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Анализ должностных требований преподавателя высшей школы на уровнях ассистента, старшего преподавателя, доцента и профессора.

  2. Анализ современного состояния профессиональной подготовки, переподготовки, поддержки, повышения квалификации, стажировки преподавателя высшей школы.

  3. Анализ организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов в бакалавриате, специалитете и магистратуре.

  4. Анализ современных организационных форм, аттестационных требований и содержания послевузовской подготовки научно-педагогических кадров высшей школы.

  5. Анализ инновационных проектов профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки преподавателей высшей школы.

2.5. ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ.


  1. Основные характеристики деятельности преподавателя высшей школы.

  2. Особенности научно-педагогической деятельности преподавателя вуза на современном этапе.

  3. Профессиограмма преподавателя высшей школы.

  4. Должностные требования преподавателя высшей школы на различных должностных уровнях.

  5. Универсальные и профессиональные компетенции преподавателя высшей школы.

  6. Компетентностный подход при подготовке специалиста-профессионала.

  7. Разработка образовательной программы на базе компетентностного подхода.

  8. Современная отечественная система непрерывного профессионального образования научно-педагогических кадров высшей школы.

  9. Система образовательных маршрутов непрерывной подготовки научно-педагогических кадров высшей школы и её оптимизация.

  10. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов в бакалавриате и специалитете.

  11. Образовательная, научно-исследовательская и профессиональная подготовка преподавателя вуза в магистратуре.

  12. Научно-исследовательская и педагогическая практика магистранта.

  13. Структура и содержание профессиональной переподготовки на получение дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы» в магистратуре.

  14. Организация магистерского диссертационного исследования как части кандидатского.

  15. Периодизация развития отечественной системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров.

  16. Проблемы и традиции функционирования системы подготовки научно-педагогических кадров в России.

  17. Динамика развития структуры системы подготовки научно-педагогических кадров в России.

  18. Динамика содержания подготовки научно-педагогических кадров в России.

  19. Изменение аттестационных требований при подготовке научно-педагогических кадров в России.

  20. Динамика развития организационных форм послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России.


  21. Инновационные проекты по совершенствованию послевузовской подготовки научно-педагогических кадров.

  22. Периодизация развития системы дополнительного профессионального образования преподавателей вузов России.

  23. Профессиональная переподготовка преподавателей высшей школы.

  24. Проблемы и традиции функционирования системы дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы.

  25. Научная, производственная и педагогическая стажировка преподавателей высшей школы.

  26. Модернизация системы повышения квалификации преподавателей высшей школы.

  27. Инновационные проекты по совершенствованию профессиональной переподготовки, поддержки, повышения квалификации и стажировки преподавателя вуза.


3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

3.1. Основная литература

1. Владиславлев А.П. Система непрерывного образования – реальность и перспектива.- Ташкент: Ташкент. ун-т, 1983. - 196с.

2. Горохов В.А., Коханова Л.А. Основы непрерывного образования в СССР / Под ред. В.Г.Онушкина. - М.: Высшая школа, 1987. - 383с.

3. Леднев В.С. Непрерывное образование: структура и содержание.- М.: Педагогика, 1988. - 282с.

4. Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов // Высшее образование в России. - 2003.- №4. - С.92-96.

5. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника магистратуры для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы» // Бюллетень Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.-1997.- №7.- С.9-16.

6. Высшее образование в России (Очерк истории до 1917 г.) / Под ред. проф. В.Г. Кинелёва. - М.: НИИВО, 1995. - 347с.

7. Елютин В.П. Высшая школа общества развитого социализма. - М.: Высшая школа. - 1980. - 560с.


8. Осипов В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования.- Ереван: Изд-во АН Арм. ССР. - 1989, - 218с.

9. Матушанский Г.У. Проектирование системы непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы. - Казань: Новое знание, 1999. - 180с.

10. Матушанский Г.У. Дополнительное профессиональное образование преподавателя высшей школы (история, модели, перспективы). - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2003. - 159с.

11. Матушанский Г.У., Цвенгер Ю.В. Основные характеристики психолого-педагогической переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе // Психологическая наука и образование. - 2001. - №2. - С.26-31.

12. Матушанский Г.У., Цвенгер Ю.В. Профессиональный подбор специалистов к преподавательской деятельности в высшей школе // Вестник Казанского технологического университета, - 2000. - №1-2. – С.184-187.

13. Алексеева Л.П., Шаплыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. Вып.2.- М.: НИИВО, 1999. - 44с.

14. Мелецинек А. Утверждение в качестве европейских преподавателей инженерных вузов: Описание компетенции преподавателей инженерных вузов, осуществлённое IGIP ING PEAD. - Клагенфурт, 1994. - 237с.

15. Сенашенко В.С., Сенаторова Н.Р. Аспирантура как образовательная программа // Высшее образование в России. - 2001. - №3.

16. Матушанский Г.У. Повышение и (или) поддержка квалификации// Высшее образование в России. - 2002. - №5.

17. Матушанский Г.У., Бушмина О.В. Становление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России.- Казань: Казан.гос. энерг. ун-т. - 2006.- 224с.

18. Матушанский Г.У., Бушмина О.В. Аспирантура и докторантура как образовательные институты подготовки научно-педагогических кадров//Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. - 2005. - №3-4. - С.110-114.

19. Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи XVIII в. – 1917г. - М.: Институт российской истории РАН, 1994.- 200с.


20. Матушанский Г.У. Подготовка и переподготовка педагогических кадров в России – ретроспективный анализ// Высшее образование в России. - 2001. - №11.- С.23-24.

21. Матушанский Г.У. Модели подготовки научно-педагогических и инженерных кадров в зарубежной высшей школе//Alma mater. - 2002. - №2. – С.42-43.

22. Матушанский Г.У., Завада Г.В. Подготовка преподавателя высшей школы в условиях её модернизации// Высшее образование в России. - 2008. - №3.- С.27-32.

23. Матушанский Г.У., Завада Г.В. Послевузовская подготовка научно-педагогических кадров в России. - 2008. - №5. – С.48-56.

24. Матушанский Г.У., Хомочкина С.А. Профессиональная адаптация к научно-педагогичекой деятельности преподавателя высшей школы на этапах вузовской и послевузовской подготовки// Вестник Казанского технологического университета, - 2008.- №4. – С.132-138.

25. Матушанский Г.У., Фролов А.Г., Завада Г.В., Хомочкина С.А. Педагогическая интернатура при подготовке преподавателя высшей школы// Извести высших учебных заведений. Проблемы энергетики. - 2007. - №5-6. - С.141-144.

26. Фролов А.Г., Хомочкина С.А., Матушанский Г.У. Адаптация преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // International Journal Educational Technology and Society. - 2006. - №.9(2). - P.265-271.


3.2. Дополнительная литература.

1. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. - Л.: ЛГУ, 1974. - 112с.

2. Суходольский Г.В. Структурно-логический анализ и синтез деятельности. - Л.: ЛГУ, 1976. - 120с.

3. Матушанский Г.У. Этапы непрерывного профессионального образования преподавателя // Профессиональное образование. – 1999 - №4 - С.87-91.

4. Гарбер Е.И., Козага В.В. Методика профессиографии. - Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1992 - 123с.


5. Матушанский Г.У., Цвенгер Ю.В. Моделирование профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы // В сб. «Инженерная педагогика». Вып.3. - М.: МАДИ (ГТУ), 2002. - С.125-133.

6. Матушанский Г.У., Фролов А.Г., Цвенгер Ю.В. Проектирование модели профессионально-значимых качеств личности преподавателя высшей школы//Педагогическая информатика. - 2001. - №4. - С.17-22.

7. Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Квалификационная характеристика преподавателя высшей школы // Доклад юбилейной науч.-метод. конф. Воронеж. гос. ун-та. - Воронеж: ВГУ, 2000.

8. Концепция непрерывного образования // Народное образование. - 1989. -№10. - С.3-12.

9. Матушанский Г.У. Непрерывное профессиональное образование преподавателя высшей школы как педагогическая система // Профессиональное образование. - 1999. - №1. - С.78-82.

10. Матушанский Г.У., Цвенгер Ю.В. Специфика деятельности преподавателя высшей школы в современных социально-экономических условиях // Вестник Казанского технологического университета. - 2001. - №1. - С.169-173.

11. Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Проектирование моделей деятельности преподавателя высшей школы // Профессиональное образование. - 2000. - №4. - С.32-38.

17. Методологические и методические основы профессионально-педагогичекой подготовки преподавателя высшей технической школы/Под ред. А.А.Кирсанова, В.Г.Иванова, Л.И.Гурье.- Казань: КАРПОЛ, 1997.- 293с.

18. Матушанский Г.У., Рогов А.Г., Цвенгер Ю.В. Информационно-технологическая подготовка преподавателя высшей школы как средства развития их профессионально важных качеств//Психологическая наука и образование. - 2001. - №3. - С.80-87.

19. Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Проектирование моделей деятельности, личности и непрерывной профессиональной подготовки преподавателя высшей школы.- Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2004. - 112с.

20. Матушанский Г.У., Юсупова А.В. , Ханафина Э.М. Проектирование и оптимизация системы образовательных маршрутов преподавателя высшей школы России// Педагогическая информатика,- 2001.- №1.- с.24-28.


23. Новиков А.М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования//Педагогика. – 1998. - №3. - С.11-17.

25. Спиркин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. - М.-Кострома: Костромской гос.пед. ун-т им. Н.А.Некрасова, 1995.

27. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. - М.: Высшая школа, 1987.- 206с.

29. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. - М.: Педагогика, 1987. - 183с.

30. Матушанский Г.У. К концептуальным основам системы непрерывного образования вузовских преподавателей// Alma mater, - 2000. - №11. - С.40-41.

33. Матушанский Г.У., Фролов А.Г., Цвенгер Ю.В. Проектирование модели профессионально-значимых качеств личности преподавателей высшей школы//Педагогическая информатика. - 2001. - №4. - С.17-22.

36. Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Информационно-технологическая переподготовка преподавателей высшей школы// Педагогическая информатика.-2001. - №1-2. - С.22-24.

37. Матушанский Г.У., Смоленцева Л.В., Соломко Л.И. Система повышения квалификации преподавателей высшей школы//Высшее образование в России. - 2001. - №2. - С.116-117.

38. Матушанский Г.У. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации научно-педагогических и инженерных кадров в России// Internatiomal Journal Educational Technology and Society. - 2000. - v.3(3). - P.535-537.

39. Сенашенко В.С., Казарин Л., Кузнецова В.А., Сенаторова Н.Р. О подготовке преподавательских кадров в магистратуре//Высшее образование в России. - 1996. - №3.

44. Матушанский Г.У., Бушмина О.В. Организационные формы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в дореволюционной России//Казанский педагогический журнал. - 2008. - №3. - С.58-64.

48. Матушанский Г.У., Дробаха А.Л. Магистратура в России: связь столетий// Вестник Казанского технологического университета, - 2001.- №2. – С.179-183.



3.3. Пособия и методические указания.

1. Методические указания к лабораторной работе по выбору образовательной траектории преподавателя вуза / Сост. Ханафина Э.М. – Казань: КГЭУ, 2004. - 22с.

2. Основы математического моделирования: Задания для курсовой работы. / Сост. Матушанский Г.У. - Казань: КГТУ, 1996.- 8с.

3. Селезнёва И.А., Татур Ю.Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием: Учебное пособие. - М.: Иссл. Центр Гособразования СССР. – 1991. - 65с.

4. Матушанский Г.У. Непрерывное образование научно-педагогических кадров высшей школы: Курс лекций (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия). - Казань: Новое знание, 2000. - 72с.

5. Каташов В.Г., Соломко Л.И., Матушанский Г.У. Педагогика высшей школы: Учебное пособие (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия). - Казань: Изд-во Казанского технологического университета, 2002.- 384с.

6. Матушанский Г.У., Таратонова Е.Е., Бакеева Р.Ф. Управление качеством дополнительного профессионального образования: Учебное пособие (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия). - Казань, 2008. - 219с.

7. Matushansky G. Continuous education of the research and teaching staff of higher-school: Theoretical course. - Minsk, BNTU, 2002. - 65p.


Программу составил:

Матушанский Григорий Ушерович – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования.

Программа обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии профессионального образования КГЭУ и рекомендована к использованию в учебном процессе повышения квалификации преподавателей вузов.