repead.ru 1


Формирование базовой ИКТ - компетентности педагогов

Скрипцова Н.П., Банчужная Н.Н., Муравьёва М.И., Свириденко Н.А.,

Ремезова Ю.А., Хохлова Т.Б., Яценко Н.А., school_56@mail.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №56» г. Новокузнецк


Информатизация образования предъявляет новые требования к уровню информационной подготовки педагога. Современный педагог должен знать, как организовать свою работу с помощью возможностей ИКТ, и уметь применять их в своей профессиональной деятельности.

В настоящее время инновационные и развивающие технологии обучения приобретают всё большую популярность.

При этом ключевой задачей любого образовательного учреждения является задача обеспечения качественного и доступного образования. В практике работы отдельных педагогов и образовательных учреждений всё чаще используются новые педагогические технологии, изменяются подходы к оцениванию качества образования, появляются новые формы образования. При этом наблюдается чёткая тенденция использования в практике работы современных информационных и коммуникационных технологий. Причин этому несколько: тенденции к электронному представлению практически всех видов информации, а так же обработка этих данных с помощью пакетов прикладных программ; бурное развитие информационных технологий и коммуникационных систем, ускорение процесса обмена данными; существенное изменение объёмов информации. Эти причины неизбежно приводят к внедрению в образовательном учреждении моделей дополнительного профессионального образования, ориентированного на использование информационных технологий и реализацию курсов повышения квалификации и дистанционного обучения педагогов.

Но даже при необходимой оснащённости оборудованием и достаточном уровне ресурсов нерешёнными остаются следующие проблемы: низкий уровень информационной культуры и информационной компетентности педагогов, проблемы учебно-методического обеспечения, рассогласования процедур формирования информационно- педагогического ресурса.


В связи с запросами учителей математики района, педагогами МОУ «СОШ №56», победителями ПНПО «Образование» был разработан проект «ИКТ – учителю математики».

Проект включает в себя:


  • дополнительную профессиональную образовательную программу

«Методика применения ИКТ при обучении математике»;

  • методические пособия:

  • «Применение ИКТ при обучении математике»;

  • «Использование Интернет ресурсов при обучении математике»;

  • «Использование мультимедиа технологий при обучении математике»;

  • «Методика использования интерактивных средств при обучении математике»;

  • «Методика использования интерактивной доски при обучении математике»;

  • «Методика использования Microsoft Excel при обучении математике»;

  • «Методика использования пакета Mathcad при обучении математике»;

  • «Методика использования пакета «Mathematica» при обучении математике»;

  • «Методика использования программы «Живая геометрия» при обучении математике»;

  • Основные возможности текстовых процессоров, электронных презентаций, таблиц и математических пакетов в учебном процессе;

  • электронную библиотеку «ИКТ-учителю математики»:

  • «Коллекция видео уроков»;

  • «Коллекция анимационных рисунков»;

  • «Коллекция сценариев уроков и внеклассных мероприятий»;

  • Демоверсии программ: «Mathematica», «Живая геометрия». «Mathcad», «Notebook», «Panabord».

Методика изучения курса строится на сочетании лекционных и практических занятий с групповыми и индивидуальными консультациями с учётом индивидуальных образовательных потребностей слушателей. В теоретической части рассматриваются научные основы обучения математике с использованием ИКТ. Практическая часть посвящена различным аспектам применения изученного материала. Практические занятия проводятся по темам курса, требующим приобретения практических навыков.


Освоение слушателями содержания образовательной программы завершается промежуточной аттестацией в форме зачета. Для проведения зачета разработаны контрольные вопросы.

Дидактическое обеспечение образовательного процесса включает обязательный раздаточный материал по темам занятий.

При разработке программы были учтены требования Закона РФ «Об образовании», Государственных образовательных стандартов, ведомственных нормативов, регламентирующих дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации работников образования.

Обучение по данной программе направлено на формирование базовой ИКТ-компетентности педагогов.

Освоение ИКТ, предусмотренных настоящей программой, должно осуществляться в ходе моделирования подготовки методических материалов и проектирования функционально ориентированных компонентов образовательной деятельности. Иначе говоря, реализация программы предполагает логику контекстного обучения.

Дополнительная профессиональная образовательная программа состоит из двух разделов:

Раздел I. Информационные и коммуникационные технологии в обучении математике.

Интерактивные средства обучения на уроках математики становятся реальной необходимостью. Обучать на основе прогрессивных методов – значит обучать методам приобретения знаний. Это очевидно, что современная проекционная техника просто создана для школ. Внедрение последних достижений в области мультимедийных технологий в образование позволяют во многом облегчить труд учителя, повысить у учащихся мотивацию к обучению, эффективность и качество образования. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же интерактивных средств обучения позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

В данном блоке рассматриваются возможности программы Microsoft Office Word, Power Point и программного обеспечения к различного вида интерактивных досок (Smart (доски SmartBoard), Hitachi (доски StarBoard и FX-DUO), Panasonic (доски Panaboard), InterWrite (доски InterWriteBoard).


Раздел II. Методика применения математических пакетов для решения задач.

Сложность прикладных задач, трудность в их формализации, наличие большого количества условий приводят к необходимости дополнить математические методы теми решениями, что предоставляет компьютер.

Особенностью блока является активное использование в процессе его изучения возможностей пакетов компьютерных программ при решении математических задач.

Владение навыками работы в этих пакетах способствует повышению уровня культуры аналитических преобразований учителя математики и расширению его знаний о современных информационных технологиях в математических исследованиях.

В данном блоке рассматриваются возможности пакета прикладных программ Excel, MathCad, Matematica, Живая геометрия.

В результате изучения данных разделов у слушателей отмечается изменение к использованию информационных технологий в их профессиональной деятельности, рост творческой активности, формирование умения применять информационные технологии в профессиональной деятельности.

Результативность обучения достигается использованием активных методов и форм работы со взрослой аудиторией, к которым наряду с традиционной лекцией относятся:


  • проблемная лекция,

  • лекция-визуализация и пр.;

  • практические занятия с использованием новых информационных технологий и современного программного обеспечения;

  • выполнение творческих заданий в микрогруппах и т.д.

Все эти и другие формы и методы активного обучения, используемые при обучении слушателей, способствуют качественному усвоению ими содержания дисциплины.

В процессе курсовой подготовки, ориентированной прежде всего на приобретение слушателями профессиональных навыков, используются современные информационные и коммуникационные технологии (на начальном этапе обучения как цель обучения, а в дальнейшем - как средство (инструмент) профессиональной деятельности).


Слушателям предлагаются материалы, которые помогут им в организации образовательного процесса по изучению базовых, профильных и элективных курсов математики.

Разработанный проект «ИКТ – учителю математики» адресован учителям общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, студентам педагогических вузов, преподавателям профессиональной школы.

Список использованной литературы


  1. Авдеева, С. Учебные материалы нового поколения в проекте ИСО / С.Авдеева // Народное образование. - 2007. - № 9. - С. 187 - 194.

  2. Дьяконов, В.П. Компьютерная математика. Теория и практика / В.П. Дьяконов. - М. : Нолидж.-2006.-1296с.

  3. Лавина, Т. А. Содержательно-организационный аспект непрерывной подготовки учителей в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности / Т. А. Лавина, Информатика и образование. - 2006. - № 7. - С. 105-109.

  4. Мартиросян, Л.П. Развитие познавательного интереса в процессе использования информационного обеспечения математического образования / Л.П. Мартиросян // Мир психологии. - 2005. - № 1. - С. 123-129.

  5. Мартиросян, Л.П. Использование информационных технологий в процессе преподавания математики в средней школе / Л.П. Мартиросян // Школьные технологии. - 2007. - № 5. - С. 167-178.

  6. Матросов, А.В. Maple 6 : решение задач высшей математики и механики / А.В. Матросов. - [СПб. : BHV-Санкт-Петербург, 2001]. - Свободный доступ из сети Интернет. - http://docent.uni-altai.ra/ElBook/Books/lnfo/Matprog/maple6.pdf>.
  7. Образование и XXI век : Информационные и коммуникационные технологии / РАН; отв. ред. В.Г. Кинелев. - 1999. - 191 с.


  8. Рагулина, М. И. Информационные технологии в математике: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М. И. Рагулина; под ред. М. П. Лапчика. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 304с.

  9. Роберт, И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И.В. Роберт. - М. : ИИО РАО, 2006.

  10. Савотченко, СЕ. Методы решения математических задач в Maple : учебное пособие для студентов социально-психологического и естественно-географического факультетов. - Белгород : Изд-во. Белаудит, 2001. -.