repead.ru 1



Министру экономического развития

Российской Федерации


Э.С. Набиуллиной


А-47,1-я Тверская-Ямская ул., д. 1, 3,

ГСП-3, Москва, 125993




Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!


Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» Комитет по образованию Санкт-Петербурга направляет доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в области образования Комитетом по образованию в 2010 году.

Также сообщаем, что к докладу прилагается копия отчёта Комитета по образованию за IV квартал 2010 года (с нарастающим итогом) об осуществлении государственного контроля (надзора) по форме федерального статистического наблюдения № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», утверждённой приказом Федеральной службы государственной статистики от 27.09.2010 № 331.

Приложение: доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в

области образования Комитетом по образованию в 2010 году – на 8 л.;

копия отчёта Комитета по образованию за IV квартал 2010 года об

осуществлении государственного контроля (надзора) по форме

федерального статистического наблюдения № 1-контроль «Сведения

об осуществлении государственного контроля (надзора) и

муниципального контроля» с пояснительной запиской – на 6 л.


Председатель Комитета О.В. Иванова


Михайлуца О.В.

576-18-97

Приложение


к письму Комитета по образованию

от «_____»___________№_________


Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в области образования Комитетом по образованию в 2010 году


Организация государственного контроля (надзора)


а) Сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля

В связи с вступлением в силу с 01.01.2009 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», предусматривающего передачу субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по контролю и надзору в сфере образования, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 № 28 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 № 225» и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.10.2009 № 1100 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» внесены изменения в Положение о Комитете по образованию, согласно которым Комитетом по образованию осуществляются переданные полномочия Российской Федерации по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования (далее – Полномочия).

Для эффективного исполнения переданных полномочий в структуре органа исполнительной власти Санкт-Петербурга – Комитете по образованию – в октябре 2009 года создано Управление по надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования (далее – Управление) в составе отделов:

- Отдел аккредитации образовательных учреждений и контроля качества образования;

- Отдел лицензирования образовательной деятельности;

- Отдел надзора и контроля за соблюдением законодательства в области образования.


Руководителем органа государственного контроля (надзора) в сфере образования в Санкт-Петербурге является председатель Комитета по образованию, непосредственное руководство деятельностью Управления осуществляет начальник Управления.


б) Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций

При реализации переданных полномочий Российской Федерации по контролю и надзору в сфере образования Комитет по образованию исполняет следующие основные функции:

1) Осуществление контроля качества образования.

Осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями в образовательных учреждениях, расположенных на территории Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, начального профессионального образования, а также при привлечении представителей Комитета по науке и высшей школе среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, за исключением указанных в подпункте 23 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» полномочий федеральных органов государственной власти по осуществлению контроля качества образования.

2) Лицензирование образовательной деятельности.

3) Государственная аккредитация образовательных учреждений.

Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, начального профессионального образования, а также при привлечении представителей Комитета по науке и высшей школе среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, за исключением указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» полномочий федеральных органов государственной власти по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, в том числе проведение лицензирования филиалов вышеуказанных образовательных учреждений, расположенных на территории иных субъектов Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации.


4) Надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования.

Обеспечение надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории Санкт-Петербурга образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, начального профессионального образования, а также при привлечении представителей Комитета по науке и высшей школе среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 21 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования; контроль за исполнением предписаний; составление протоколов об административных правонарушениях.

В целях исполнения основных функций Комитет по образованию осуществляет вспомогательную (обеспечительную) функцию - аккредитацию граждан и организаций, привлекаемых Комитетом по образованию в качестве экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по государственному контролю и надзору в пределах своей компетенции;

в) Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения указанных функций


  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;


  4. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования»;

  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.112009 № 944 «Об утверждении Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;

  7. Закон Санкт-Петербурга от 16.07.2007 № 381-66 «Об общем образовании Санкт-Петербурга»;

  8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 № 225 «О Комитете по образованию»;

  9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 № 28 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 № 225»;

  10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.10.2009 № 1100 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга»;

  11. Распоряжение Комитета по образованию от 11.02.2008 № 171-р «Об утверждении значений показателей для проведения государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы»;

  12. Распоряжение Комитета по образованию от 24.10.2009 № 1694-р «Об утверждении критериев показателей деятельности образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы дошкольного образования, на 2009/2010 учебный год»;
  13. Распоряжение Комитета по образованию от 26.11.2009 № 1773-р «О возложении на Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования - центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» организационно-технического сопровождения лицензирования, организационно-технического и информационно-методического сопровождения государственной аккредитации»;


  14. Распоряжение Комитета по образованию от 24.12.2009 № 1923-р «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению государственной аккредитации образовательных учреждений и образовательных организаций»;

  15. Распоряжение Комитета по образованию от 24.12.2009 № 1924-р «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, расположенных на территории Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, за исключением образовательных учреждений, лицензирование образовательной деятельности которых отнесено к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» (отменено распоряжением Комитета по образованию от 03.12.2010 № 2087-р);

  16. Распоряжение Комитета по образованию от 30.12.2009 № 1932-р «Об утверждении плана проведения плановых проверок при осуществлении в 2010 году регионального государственного контроля (надзора) образовательных учреждений, образовательных организаций и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и реализующих при этом профессиональную подготовку в образовательных подразделениях организаций»;

  17. Распоряжение Комитета по образованию от 18.01.2010 № 18-р «Об утверждении Положения об Аккредитационной коллегии Комитета по образованию»;

  18. Распоряжение Комитета по образованию от 18.01.2010 № 23-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 21.02.2008 № 228-р «Об утверждении состава Аккредитационной коллегии Комитета по образованию»;
  19. Распоряжение Комитета по образованию 31.05.2010 № 1022-р «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции по обеспечению надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории Санкт-Петербурга образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, начального профессионального образования, а также при привлечении представителей Комитета по науке и высшей школе среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 21 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; принятию мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования; контроля за исполнением предписаний»;


  20. Распоряжение Комитета по образованию от 09.11.2010 № 1897-р «Об утверждении перечня должностных лиц Комитета по образованию, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

  21. Распоряжение Комитета по образованию от 19.11.2010 № 1986-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 09.11.2010 № 1897-р»;

  22. Распоряжение Комитета по образованию от 08.02.2011 № 199-р «Об аккредитации граждан и организаций, привлекаемых Комитетом по образованию в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по государственному контролю и надзору в переделах своей компетенции».



г) Информация о взаимодействии органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядке и формах такого взаимодействия

Проведение плановых проверок в 2010г. осуществлялось по вопросам, не предусматривающим взаимодействие с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

При проведении внеплановых проверок образовательных учреждений в 2010 году Комитет по образованию взаимодействовал с Государственной инспекцией труда в городе Санкт-Петербурге, с Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, с Главным управлением МЧС России по городу Санкт-Петербургу, с Главным управлением внутренних дел по городу Санкт-Петербургу, с районными прокуратурами Санкт-Петербурга.

Кроме того, при рассмотрении отдельных аспектов деятельности образовательных учреждений Комитет по образованию взаимодействует с администрациями районов Санкт-Петербурга – учредителями образовательных учреждений.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в 2010 году государственные гражданские служащие Управления привлекались к проверкам, проводимым Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) – 2 проверки и к 4-м проверкам, проводимым прокуратурой Санкт-Петербурга.



Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля


а) Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (планируемое и фактическое выделение бюджетных средств, расходование бюджетных средств, в том числе в расчёте на объём исполненных в отчётный период контрольных функций)

На 2010 год Управлению выделено 10607,5 тыс.руб., из них из средств федерального бюджета – 5821,1 тыс.руб., из средств бюджета Санкт-Петербурга – 4786,4 тыс.руб.

За отчётный период исполнено 100 % выделенных бюджетных средств.

Стоимость одной проверки в 2010 году составила 17,5 тыс.руб., из них из средств федерального бюджета – 9,6 тыс.руб., из средств бюджета Санкт-Петербурга – 7,9 тыс.руб.


б) Данные о штатной численности работников органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, выполняющего функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности

Штатная численность должностей государственных гражданских служащих Управления составляет 13 штатных единиц, что составляет 16 % от штатной численности Комитета по образованию, в том числе:

Начальник Управления – 1;

Отдел аккредитации образовательных учреждений и контроля качества образования:

начальник Отдела – 1,

главный специалист – 1,

ведущий специалист – 1,

специалист 1-й категории – 1;

Отдел лицензирования образовательной деятельности:

начальник Отдела – 1,

главный специалист – 1,

ведущий специалист – 1,

специалист 1-й категории – 1;

Отдел надзора и контроля за соблюдением законодательства в области образования:

начальник Отдела – 1,

главный специалист – 1,

ведущий специалист – 1,


специалист 1-й категории – 1.

Укомплектованность Управления штатными единицами составляет 100%. Фактическая численность специалистов, непосредственно выполняющих функции по контролю (надзору) составляет 3 человека.


в) Сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации

Все государственные гражданские служащие Управления (13 чел.) имеют высшее профессиональное образование.

Классные чины государственной гражданской службы присвоены 7 государственным гражданским служащим Управления, что составляет 54% от штатной численности Управления. Повышение квалификации по теме «Надзор и контроль в сфере образования» прошли 4 государственных гражданских служащих Управления (31% от штатной численности).

В 2011 году планируется повышение квалификации 2-х государственных гражданских служащих Управления по теме «Надзор и контроль в сфере образования».

г) Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчётный период объёму функций по контролю

В 2010 году средняя нагрузка на одного специалиста, непосредственно выполняющего функции по контролю (надзору), составила 84 проверки.


д) Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

В 2010 году Управлением в качестве экспертов к проведению проверок были привлечены 8 инспекторов Инспекции Комитета по образованию.


Проведение государственного контроля (надзора)


а) Сведения, характеризующие выполненную в отчётный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора)

Всего в 2010 году государственными гражданскими служащими Управления проведено 607 проверок образовательных учреждений Санкт-Петербурга, из них в отношении государственных образовательных учреждений – 588 (97%) и 19 (3%) – негосударственных образовательных учреждений.


В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проведено 449 (74%) плановых и 158 (26%) внеплановых проверок результаты которых оформлены в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Плановые проверки образовательных учреждений в 2010 году проводились в соответствии с планом, скорректированным прокуратурой Санкт-Петербурга.

В ходе осуществления Комитетом по образованию контрольно-надзорных мероприятий в пределах переданных полномочий плановые проверки образовательных учреждений в 2010 году проводились по темам:

- Соблюдение законодательства Российской Федерации об образовании при приёме в образовательные учреждения;

- Соблюдение в образовательных учреждениях лицензионных требований и условий;

- Соблюдение законодательства Российской Федерации об образовании при переводе, отчислении, исключении, восстановлении обучающихся и воспитанников;

- Соответствие содержания уставов, изменений и дополнений к уставам и порядка их утверждения законодательству Российской Федерации об образовании;

- Контроль качества образования аккредитованных учреждений;

- Соблюдение законодательства Российской Федерации об образовании в части обеспечения доступности образования;

- Соблюдение требований учёта, выдачи и хранения документов государственного образца об образовании;

- Соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования при организации детского летнего отдыха;

- Соблюдение законодательства Российской Федерации об образовании при проведении государственной (итоговой) аттестации;


- Соблюдение законодательства Российской Федерации об образовании по соблюдению прав участников образовательного процесса.

Из общего количества проверок было проведено 516 (85%) выездных и 91 (15%) документарных проверки.

Основанием для проведения внеплановых проверок послужили:

- нарушение прав потребителей (в случае обращений граждан, права которых нарушены) – 117 (19%) проверок;

- распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации – 22 (4%) проверок;

- по иным основаниям – 19 (3%) проверок.

б) Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

В 2010 году Управлением в качестве экспертов к проведению проверок были привлечены 8 инспекторов Инспекции Комитета по образованию. С привлечением экспертов проведено 385 (63,4 %) проверок. 227 (37 %) плановых и все внеплановые проверки – 158 (26 %) и проводились с привлечением экспертов. Экспертные организации к проведению проверок Комитетом по образованию не привлекались.


Действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений


В 2010 году по итогам проверок, проведённых Комитетом по образованию, правонарушения не выявлены в 437 (72 %) случаях и выявлены в 170 образовательных учреждениях (28 % проверок), в том числе по 112 (18 %) плановым и 58 (10 %) внеплановым проверкам. Все выявленные правонарушения касались соблюдения обязательных требований законодательства об образовании.

По результатам проведения проверок было выдано 170 предписаний, проинформированы главы районных администраций Санкт-Петербурга для принятия мер к должностным лицам, допустившим нарушения.

Всего дисциплинарные взыскания применены в 89 случаях, из них 25 к руководителям; с 8 руководителями расторгнуты договоры.

За отчётный период предписания исполнены.

По итогам проверок дела об административных правонарушениях не возбуждались, административные штрафы не накладывались ввиду отсутствия законных оснований для их наложения.

По результатам проверок в 2010 году Управлением ежемесячно проводились совещания с руководителями органов управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга.

В 2010 году Комитетом по образованию проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, коммерческих организаций не проводились.


Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)


Проведённый анализ позволяет сделать вывод о результативности проведённых мероприятий по контролю в 2010 году:

- план проведения плановых проверок выполнен на 100 %;

- повторные проверки проведены в 9 случаях, что составило всего 1,5 % от общего числа проверок;

- по результатам проверок было выдано 170 предписаний (в 28 % случаев);

- приняты отчёты об исполнении предписаний (100 %);

- внеплановые проверки по выполнению предписаний не проводились ввиду отсутствия законных оснований для их проведения;

- результаты проверок не были обжалованы в суде.


Выводы и предложения по результатам государственного контроля


На основании вышеизложенного, основными предложениями по совершенствованию государственного контроля (надзора) являются:


  1. Дальнейшее повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора) за счёт принятия всего комплекса мер, предусмотренных действующим законодательством, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений.
  2. Повышение квалификации по теме «Надзор и контроль в сфере образования» государственных гражданских служащих Управления.


  3. Проведение мероприятий по обучению и аккредитации экспертов, привлекаемых Комитетом по образованию к контрольно-надзорной деятельности.

  4. Снижение удельного веса внеплановых проверок.

  5. Организация взаимодействия Управления с другими органами государственного контроля (надзора) путём проведения совместных контрольно-надзорных мероприятий.