repead.ru 1

Дорогие друзья!


Я рад приветствовать всех участников Всероссийского форума «Театр: Время перемен»! Сегодня мы открываем Уральский театральный форум, их всего семь - во всех округах России. В сентябре состоялся Дальневосточный форум. Как это было и в Хабаровске, так и в Екатеринбург приехали высококлассные специалисты, которые проведут семинары и мастер-классы: художников-постановщиков, художников-технологов по костюму, гриму, свету, заведующих постановочными цехами. Состоятся семинары завлитов и концертмейстеров музыкальных театров. Предусмотрен Межрегиональный комплексный семинар «Золотое кольцо» для молодых артистов городских драматических театров: мастер классы по актерскому мастерству, сцен.речи, сцен. движению. Пройдет семинар и для молодых артистов театров кукол, технологов по изготовлению кукол. Программа серьезная.

В Хабаровске разговор был деловой и продуктивный. Надеюсь, что и здесь, в Екатеринбурге, мы не станем произносить речи, а поговорим конкретно, о самом насущном.

Первое. Хотим мы или не хотим, но сегодня мы все вынуждены участвовать в спектакле, который называется «финансовый кризис». Как будет разворачиваться его сюжет, мы не знаем. Но подготовиться к неожиданным поворотам следует. Пока нет явных признаков наступления на культуру, но внутренняя тревога у нас у всех есть.

Из регионов поступают сообщения, что сокращаются региональные бюджеты. И при этом сокращается финансирование театров на 2009 год.

Мы попытались выяснить ситуацию в Уральском регионе.

Например, комитет по культуре Тюменской области сообщил, что финансирование театров по сравнению с 2008 годом не уменьшится.

А управление культуры города Каменска-Уральского своему муниципальному театру сократило финансирование — в свой юбилейный сезон театр получит 97,2% от суммы финансирования 2008 года.

Управление культуры г. Рубцовска утвердило в своем бюджете финансирование двух своих театров даже в большем объеме, но пока это только на бумаге.


В Первоуральском театре драмы «Вариант» сокращены (как написали мне из театра) на 80 % статьи, обеспечивающие уставную деятельность театра. Кроме того, в театре ждут и сокращений.

Это вот небольшая информация, которую мы успели получить, оптимизма она не внушает. Я надеюсь из ваших выступлений понять, что происходит с другими театрами региона.

Понятно, что кое-где бюджеты пытаются «оздоровить» за счет театров. Пока сокращается только финансирование. Поэтому у меня возникает вопрос: А что будет завтра? Начнут сокращать театры?

Я надеюсь, что у меня состоятся встречи с Президентом страны Д.А.Медведевым и Председателем Правительства В.В.Путиным, и у меня будет возможность донести до них все наши опасения.

В Уральском регионе 60 театров, цифра вроде внушительная. Кому-то может показаться, зачем столько, когда в стране кризис?

Но, дорогие мои коллеги, разве можно представить, скажем, Златоуст без театра «Омнибус» с его уникальной просветительской деятельностью, с его театральными уроками, на которых растет молодежь.

Или города Серов, Нижневартовск, Озерск без своих театров,

или Верхний Уфалей без театра «Вымысел».

Я специально называю небольшие города, где роль театра особенно важна. Неужели мы можем позволить, чтобы эти, единственные по сути, центры культуры, которые стабильно и замечательно работают, были закрыты. Этого нельзя допустить даже в условиях самого жестокого кризиса, а может быть, в кризисные времена, особенно. Кризис, я уверен, пройдет, а все, что будет разрушено, уже не восстановить. Закрыть театры легко, открыть будет трудно. И потом, друзья, ведь во времена безработицы, подавленности, депрессий, именно театр может стать поддержкой людям.

И, конечно, наше пристальное внимание, театрам для детей. В стране ТЮЗов нет в половине субъектов Российской Федерации. В Уральском регионе ситуация не трагическая, здесь работают два ТЮЗа, музыкальный театр для детей и юношества, детский музыкально-драматический, два молодежных, 12 театров кукол.


И, тем не менее, уверен, что и этого недостаточно, я бы предложил следующее:

Надо всячески поощрять создание в драматических и музыкальных театрах через целевой творческий заказ спектаклей для подростков. Союз готов в этом участвовать. В прошлом году мы выделили финансирование на постановку 17 таких спектаклей. Конечно, это немного. Но с чего-то надо начинать. Я призываю присутствующих здесь учредителей театров тоже включиться в эту работу и тоже выступать заказчиками.

Дальше. Необходимо всячески поощрять проведение гастролей детских театров в городах, где таких театров нет. Необходима целевая государственная политика возрождения гастрольной деятельности российских театров. СТД готов взять на себя организационные проблемы.

Второе, что еще меня крайне беспокоит. Когда я еще был руководителем Комиссии по культуре Общественной Палаты, мы подготовили доклад «Культура и будущее России. Новый взгляд». Мы предложили новое видение роли культуры как ресурса развития страны.

И вот недавно я внимательно посмотрел все материалы, в которых изложена Концепция развития страны до 2020 года. Совершенно очевидно, что доклад Общественной палаты авторы Концепции или не прочли, или проигнорировали. Меня снова сразили формулировки задач, обозначенных в разделе о культуре, например, эта фраза: «стимулировать развитие рынка услуг в сфере культуры». Неужели наша деятельность — это «рынок услуг»?

Но я уже говорил и опять повторю, услуги оказывают в парикмахерской, прачечной, ресторане, а в театре создают художественные произведения!

Говоря о «человеческом капитале» называют образование, здравоохранение, но не культуру. Позиция более, чем странная.

В Распоряжении Правительства об утверждении Концепции – 2020, есть поручение Минэкономики до 1 августа разработать прогноз социально-экономического развития России до 2030 года. И этот документ должен быть сделан с учетом мнения общественности. И конечно важно, жизненно необходимо прописать там новое понимание роли культуры в обществе. И я буду настаивать на этом.


Третье. Проблема под называнием Закон «94-ФЗ», расшифровывать не надо, всем нам он не дает жить. Хочу сказать следующее.

Мы (Союз театральных деятелей, Общественная палата, я лично) бьемся за отмену тендеров и конкурсов для учреждений культуры и искусства с самого момента принятия этого Закона. Буквально месяц назад Госдума, наконец, внесла поправки, которые хотя бы немного облегчат ситуацию. Теперь не нужно проводить конкурс, чтобы пригласить на постановку режиссера-постановщика, художника, композитора или балетмейстера.

Однако до конца проблема не снята.

Депутатами Государственной думы из Комитета по культуре подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Цель этого законопроекта – установить порядок, при котором действие «94-ФЗ» вообще не распространяется на работы по выпуску и показу спектаклей и других видов сценических представлений. Все понимают и соглашаются, что распространение «94-ФЗ» на создание произведений искусства было ошибкой и принесло немалый урон творческим организациям.

На прошлой неделе я встречался с заместителем Председателя Правительства РФ Александром Дмитриевичем Жуковым. Обсудили мы несколько тем. Я продолжаю биться за улучшение жизни ветеранов сцены – Александру Дмитриевичу я предложил механизмы, которые позволят изменить сегодняшнее положение, при котором люди, отдавшие свою жизнь сцене, влачат, иногда, по сути, нищенское существование. Обсудили с ним и всю нелепость этого закона «94-ФЗ», вроде понимание есть.

Вообще игнорирование мнения специалистов при разработке и принятии законов и других нормативных актов, затрагивающих нашу сферу, приводит к парадоксальным, если не сказать – комичным, результатам.

Все вы свидетели двухлетней битвы за нормальную редакцию Закона «Об автономных учреждениях». В конечном итоге приняли ведь нашу редакцию.


Но я хочу привести еще один пример. Смешной и грустный одновременно. Недавно вот Минздравсоцразвития утверждает перечень должностей работников культуры и искусства и в перечень руководителей учреждений культуры и искусства не включает должности «художественный руководитель» и «главный режиссер».

Когда мы попытались выяснить у разработчиков, почему так получилось, нам ответили: «Ничего страшного. Художественный руководитель и главный режиссер могут называться заместитель директора по художественной части».

Сейчас Министерство культуры при нашем участии пытается внести изменения в этот перечень. Но ведь всего этого можно было бы избежать, если бы проконсультировались, посоветовались бы со специалистами театрального дела .

Урал - это огромная страна со своими культурными, театральными центрами. У кого повернется язык назвать этот край театральной провинцией, когда здесь уже многие годы блистает Свердловский театр музыкальной комедии – один из самых успешных и масштабных музыкальных театров страны. Рекордное число «Золотых масок». Именно в этом театре в октябре 2008 года состоялся Международный Конгресс музыкальных театров, проходят фестиваль современного театра и Международный конкурс молодых артистов оперетты.

Когда работают здесь Екатеринбургский ТЮЗ, спектакли, которого неоднократно номинировались на «Золотую Маску» и где проходит фестиваль «Реальный театр».

Магнитогорский драматический театр со своими театральными экспериментами и фестивалем «Театр без границ»,

известный театр «Манекен»,

«Коляда-театр» с фестивалем современной пьесы и т.д. и т.д.. На Урале развито и движение любительских театров: детских, молодежных студенческих театров, здесь проходят российские и международные фестивали… Это все хорошо.

Но меня очень беспокоит ситуация в Челябинском театре драмы им. Наума Орлова. При Науме Юрьевиче театр гремел на всю страну. Там работает замечательная труппа, но сейчас театр остался без художественного руководства, что будет дальше? Надо срочно что-то делать.


В регионе еще три театра без руководителей. Это:

- Театр «Волхонка»,

- Ирбитский муниципальный театр им. А.Н. Островского,

- Сургутский музыкально-драматический .

Я думаю, что ситуацию не трудно исправить. Тем более, что режиссеры у вас активные – в наших режиссерских лабораториях занимаются 18 молодых режиссеров региона. 28 - 29 января они встретятся на заседании Гильдии театральных режиссеров России, им есть, что обсудить, проблем много.

Я с огромным удовольствием поздравляю Тюменский драматический театр с новосельем! Очень за вас рад, судя по всему, Вы получили прекрасный театральный Дом. Но меня крайне удивило, что на площади более 32 тыс. кв.м., не нашлось достойного помещения для Тюменского отделения СТД. Тюменское отделение просило меня не поднимать этот вопрос, они надеются сами разрешить ситуацию. Но я все-таки, хочу задать вопрос. Уважаемый Владимир Здзиславович, вы же не только хороший директор театра, но еще и член Союза, как же так могло получиться, что у СТД – две глухие комнаты на 4 этаже, в конце коридора, напротив пошивочного цеха. Кто, когда туда дойдет? Кто вообще узнает, что там располагается СТД? Я вас прошу подумать, как изменить эту ситуацию.

Меня огорчает часто бедственное положение наших региональных отделений. Иногда это обстоятельства, от нас не зависящие, но то, что в Курганском отделении нет до сих пор компьютера, извините, это абсолютно ваша вина. Все, кто подал заявки в СТД, давно имеют компьютеры. .

Должен вам сказать, что Союз театральных деятелей на сегодняшний день — организация, которая много может и которая активно работает. Работайте с нами! Взаимодействие с региональными отделениями — это залог успешной деятельности не только нашего Союза, но каждого конкретного театра, скажу больше, каждого члена СТД РФ.

По линии Центральной соц-быт.комиссии за последние два года была оказана членам СТД Урала помощь на сумму 805 тысяч рублей.


40 человек региона получают дополнительную пенсию.

Мы дотируем летний отдых. Это тоже вполне внушительные цифры. По проекту «Творческая командировка» 6 человек из разных театров Урала приезжали в Москву.

Работа ведется и темпы снижать мы не собираемся. К вам, мои дорогие, единственная просьба, информируйте нас обо всем, и мы всегда будем рядом и всегда готовы помочь. Вот все, что я хотел сказать.